Рекламный баннер 990x90px ban1
79.74
90.2

Молодежная субкультура термин, обозначающий модель поведения отдельного круга молодых людей, отличающихся своим поведением, стилем одежды, языка (сленга), имеющего специфические ценности и их символическое выражение.

Молодежная субкультура — термин, обозначающий модель поведения отдельного круга молодых людей, отличающихся своим поведением, стилем одежды, языка (сленга), имеющего специфические ценности и их символическое выражение, характерные для подростков и юношества.

Во все времена существовала субкультура молодежи как механизм социализации человека на определенном этапе взросления. Чувство взрослости, возникшее у подростков, побуждает их к самоутверждению, что выражается в собственных культурных ценностях.

Особого внимания требуют молодежные движения, объединяющие в себе молодёжь по признаку деструктивной субкультуры. Молодежные движения деструктивного характера – это неформальные движения, разрушающие личность молодого человека, подменяющие его понимание традиционных ценностей.

В 20 веке наиболее массовыми были такие молодежные субкультуры, как стиляги, хиппи, панки, металлисты, рокеры, рэпперы, байкеры; в 21 веке – эмо, готты, диггеры, сталкеры анимешники (компьютерные гики), зацеперы, «беги и умри», колумбайеры, ванильки. В 2020-2021 годах распространилось движение Дед Инсайд как наиболее пессимистичный вариант молодежной субкультуры. В 2023 году – ЧВК «Редан».

К так называемым факторам риска, способствующим вовлечению подростка в деструктивную субкультуру, относятся:

— эмоционально-личностные проблемы (комплекс неполноценности, неблагоприятное эмоциональное состояние, неустойчивость внутреннего мира, неуверенность в себе, переживание жизненной психотравмирующей ситуации, кризис подросткового и юношеского возраста);

— деструктивный стиль детско-родительского взаимодействия (невыполнение воспитательных функций со стороны родителей или законных представителей, авторитарный стиль воспитания, высокая степень зависимости молодого человека от мнения родителей, привлечение родителями ребенка для выяснения собственных отношений и пр.);

— низкий уровень материального благосостояния, неполная или многодетная семья;

— наличие «преемственности» в уголовной среде (судимость родителей или братьев/сестер, друзей);

— нарушение механизмов процесса социализации (нарушение взаимоотношений с социальным окружением, буллинг, отчуждение от первичных социально полезных групп, доминирующая реакция группирования со сверстниками в сочетании с конформизмом и пассивностью, девиация, дезадаптация, правовой инфантилизм и др.);

— заполненность досугового пространства неформальной, неорганизованной, стихийно возникающей активностью;

— отсутствие необходимой профилактической работы со стороны образовательных учреждений, неэффективная воспитательная работа первичных агентов социализации.

Экстремальные субкультуры

Представители данных субкультур активно включены в травмоопасную активность. Деструктивный характер экстрима, как правило, связан с ориентацией на опасность, в связи с чем формируется статистика несчастных случаев среди экстремалов. Здесь можно говорить о попытке ухода от социальной реальности и замещении одного типа социализации личности другим, что приводит к выводу о маргинальности определенной экстремальной субкультуры. Данные сообщества сформировали довольно развитую идеологию на перекрестке актуальных общественных проблем и практику испытания волевых качеств личности в экстремальных условиях. Отличительными чертами являются любовь к экстриму, пропаганда активного образа жизни, спортивный стиль одежды и атрибутика (скейтборды, сноуборды, роликовые коньки, спортивные аксессуары и пр.). Поведение представителей субкультур несет опасность как для их собственного здоровья, так и для здоровья окружающих. Нарушение правил безопасности может привести к тяжелым травмам или к летальному исходу. Подростки зачастую становятся адреналиновыми наркоманами, что толкает их совершать необдуманные поступки. Можно сказать, что риск является содержанием экстрима, но только в том случае, когда он осознанный и возведенный в статус добровольно выбранного.

Субкультуры:

— скейтбордисты;

— роллеры;

— сноубордисты;

— зацеперы;

— паркурщики;

— сталкеры;

— руферы;

— диггеры. Причины вовлечения:

— адреналиновая зависимость;

— невостребованность личностного потенциала;

— расширение личностных пространственных границ;

— желание выделиться из «толпы», приобретение популярности;

— потребность в противопоставлении собственных сил законам природы, преодолении личностных границ и стереотипов поведения;

— уход от жизненной рутины и поиск новых впечатлений;

— сублимация сильных негативных эмоций и депрессивных переживаний в реальной жизни. Методы предупреждения:

— психолого-педагогическая диагностика эмоционально-личностных особенностей, выявление уровня агрессии и причин агрессивного поведения подростка/юноши, адреналиновой зависимости;

— психолого-педагогическая диагностика детско-родительских отношений;

— вовлечение молодых людей в различные социокультурные мероприятия, позволяющие удовлетворить актуализированные потребности и направить их в конструктивное русло;

— вовлечение в творческую деятельность (секции и кружки спортивного и экстремального туризма, скалолазания, парашютного спорта), способствующую реализации личностного потенциала;

— цикл передач (на канале Youtube) с участием лидеров мнений, обсуждающих насущные проблемы данной неформальной общности и рассказывающих о негативном пережитом жизненном опыте, связанном с удовлетворением данных потребностей.

Агрессивные (аутоагрессивные) субкультуры

Активность приверженцев данной субкультуры направлена осознанно или неосознанно на причинение себе физического и психического вреда. В целом аутоагрессивное поведение характерно в состоянии фрустрации, для лиц с внутриличностным конфликтом, либо пережившим психотравмирующую ситуацию. Для данного типа субкультур характерны поощрение насилия, наличие общего врага и пропаганда агрессивности через социальные сети, книги, телепередачи. Все посылы подаются в будущем времени, отрицается радость жизни в настоящем. Часто в них существует харизматический лидер, мотивирующий проявлять девиантное поведение. Им может оказаться деятель искусства, историческая личность, блогер, модель. В итоге молодые люди демонстрируют поведение, которое условно можно назвать «терроризм в отношении самого себя».

Субкультуры:

— «синие киты» как субкультура смерти;

— анорексия;

— субкультура радикальных экологов Причины вовлечения:

— наличие внутриличностного конфликта, кризис ценностей и смысла жизни;

— проблемы в семье (неблагополучная семья, конфликтная атмосфера, чувство одиночества);

— проблемы в социальном окружении (травля в учебной среде, потеря авторитета среди сверстников, чувство одиночества);

— пропаганда идей субкультуры в соцсетях;

— самонаказание как реакция на гиперответственность со стороны семьи;

— психологические причины (низкая самооценка, желание выделиться);

— желание соответствовать и быть похожим на референтную личность;

— потеря авторитета, невозможность влиять на других;

— неудовлетворенность социальным статусом (чувство личностной несостоятельности, собственной ненужности). Методы предупреждения:

— психолого-педагогическая диагностика эмоционально-личностных особенностей, выявление уровня агрессии и причин агрессивного поведения подростка/юноши;

— психолого-педагогическая диагностика детско-родительских отношений;

— оптимизация внутрисемейных отношений, включение в совместную досуговую деятельность;

— информирование об опасностях включения в субкультуры на уроках в рамках общеобразовательной программы и на классных часах для родителей;

— включение молодого человека в творческую деятельность (курсы фото и дизайнерского искусства), участие в подготовке выставок по интересующей тематике;

— тренинговая групповая работа с молодыми людьми, испытывающими аналогичные психологические проблемы;

— психотерапевтическая медицинская помощь (в зависимости от показаний);

— встречи с лидерами мнений, рассказывающих о своем пережитом жизненном опыте;

— установление доверительного контакта с педагогом, привлечение к научно-исследовательской деятельности по интересующей проблематике.

Можно назвать следующие общие причины включения молодежи в субкультуры:

• Психолого-возрастные особенности личности.

• Внутрисемейные проблемы.

• Проблемы социализации (негативный опыт взаимоотношений с внешним социальным окружением: сверстники, одноклассники, однокурсники, педагоги, родственники, и пр.).

• Психологические внутриличностные проблемы.

• Негативное влияние СМИ, социальных сетей.

• Поиск новых ярких впечатлений.

• Сублимация негативных эмоций и депрессивных переживаний в реальной жизни.

.

129580

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы