


Молодежная субкультура — термин, обозначающий модель поведения отдельного круга молодых людей, отличающихся своим поведением, стилем одежды, языка (сленга), имеющего специфические ценности и их символическое выражение, характерные для подростков и юношества.
Во все времена существовала субкультура молодежи как механизм социализации человека на определенном этапе взросления. Чувство взрослости, возникшее у подростков, побуждает их к самоутверждению, что выражается в собственных культурных ценностях.
Особого внимания требуют молодежные движения, объединяющие в себе молодёжь по признаку деструктивной субкультуры. Молодежные движения деструктивного характера – это неформальные движения, разрушающие личность молодого человека, подменяющие его понимание традиционных ценностей.
В 20 веке наиболее массовыми были такие молодежные субкультуры, как стиляги, хиппи, панки, металлисты, рокеры, рэпперы, байкеры; в 21 веке – эмо, готты, диггеры, сталкеры анимешники (компьютерные гики), зацеперы, «беги и умри», колумбайеры, ванильки. В 2020-2021 годах распространилось движение Дед Инсайд как наиболее пессимистичный вариант молодежной субкультуры. В 2023 году – ЧВК «Редан».
К так называемым факторам риска, способствующим вовлечению подростка в деструктивную субкультуру, относятся:
— эмоционально-личностные проблемы (комплекс неполноценности, неблагоприятное эмоциональное состояние, неустойчивость внутреннего мира, неуверенность в себе, переживание жизненной психотравмирующей ситуации, кризис подросткового и юношеского возраста);
— деструктивный стиль детско-родительского взаимодействия (невыполнение воспитательных функций со стороны родителей или законных представителей, авторитарный стиль воспитания, высокая степень зависимости молодого человека от мнения родителей, привлечение родителями ребенка для выяснения собственных отношений и пр.);
— низкий уровень материального благосостояния, неполная или многодетная семья;
— наличие «преемственности» в уголовной среде (судимость родителей или братьев/сестер, друзей);
— нарушение механизмов процесса социализации (нарушение взаимоотношений с социальным окружением, буллинг, отчуждение от первичных социально полезных групп, доминирующая реакция группирования со сверстниками в сочетании с конформизмом и пассивностью, девиация, дезадаптация, правовой инфантилизм и др.);
— заполненность досугового пространства неформальной, неорганизованной, стихийно возникающей активностью;
— отсутствие необходимой профилактической работы со стороны образовательных учреждений, неэффективная воспитательная работа первичных агентов социализации.
Экстремальные субкультуры
Представители данных субкультур активно включены в травмоопасную активность. Деструктивный характер экстрима, как правило, связан с ориентацией на опасность, в связи с чем формируется статистика несчастных случаев среди экстремалов. Здесь можно говорить о попытке ухода от социальной реальности и замещении одного типа социализации личности другим, что приводит к выводу о маргинальности определенной экстремальной субкультуры. Данные сообщества сформировали довольно развитую идеологию на перекрестке актуальных общественных проблем и практику испытания волевых качеств личности в экстремальных условиях. Отличительными чертами являются любовь к экстриму, пропаганда активного образа жизни, спортивный стиль одежды и атрибутика (скейтборды, сноуборды, роликовые коньки, спортивные аксессуары и пр.). Поведение представителей субкультур несет опасность как для их собственного здоровья, так и для здоровья окружающих. Нарушение правил безопасности может привести к тяжелым травмам или к летальному исходу. Подростки зачастую становятся адреналиновыми наркоманами, что толкает их совершать необдуманные поступки. Можно сказать, что риск является содержанием экстрима, но только в том случае, когда он осознанный и возведенный в статус добровольно выбранного.
Субкультуры:
— скейтбордисты;
— роллеры;
— сноубордисты;
— зацеперы;
— паркурщики;
— сталкеры;
— руферы;
— диггеры. Причины вовлечения:
— адреналиновая зависимость;
— невостребованность личностного потенциала;
— расширение личностных пространственных границ;
— желание выделиться из «толпы», приобретение популярности;
— потребность в противопоставлении собственных сил законам природы, преодолении личностных границ и стереотипов поведения;
— уход от жизненной рутины и поиск новых впечатлений;
— сублимация сильных негативных эмоций и депрессивных переживаний в реальной жизни. Методы предупреждения:
— психолого-педагогическая диагностика эмоционально-личностных особенностей, выявление уровня агрессии и причин агрессивного поведения подростка/юноши, адреналиновой зависимости;
— психолого-педагогическая диагностика детско-родительских отношений;
— вовлечение молодых людей в различные социокультурные мероприятия, позволяющие удовлетворить актуализированные потребности и направить их в конструктивное русло;
— вовлечение в творческую деятельность (секции и кружки спортивного и экстремального туризма, скалолазания, парашютного спорта), способствующую реализации личностного потенциала;
— цикл передач (на канале Youtube) с участием лидеров мнений, обсуждающих насущные проблемы данной неформальной общности и рассказывающих о негативном пережитом жизненном опыте, связанном с удовлетворением данных потребностей.
Агрессивные (аутоагрессивные) субкультуры
Активность приверженцев данной субкультуры направлена осознанно или неосознанно на причинение себе физического и психического вреда. В целом аутоагрессивное поведение характерно в состоянии фрустрации, для лиц с внутриличностным конфликтом, либо пережившим психотравмирующую ситуацию. Для данного типа субкультур характерны поощрение насилия, наличие общего врага и пропаганда агрессивности через социальные сети, книги, телепередачи. Все посылы подаются в будущем времени, отрицается радость жизни в настоящем. Часто в них существует харизматический лидер, мотивирующий проявлять девиантное поведение. Им может оказаться деятель искусства, историческая личность, блогер, модель. В итоге молодые люди демонстрируют поведение, которое условно можно назвать «терроризм в отношении самого себя».
Субкультуры:
— «синие киты» как субкультура смерти;
— анорексия;
— субкультура радикальных экологов Причины вовлечения:
— наличие внутриличностного конфликта, кризис ценностей и смысла жизни;
— проблемы в семье (неблагополучная семья, конфликтная атмосфера, чувство одиночества);
— проблемы в социальном окружении (травля в учебной среде, потеря авторитета среди сверстников, чувство одиночества);
— пропаганда идей субкультуры в соцсетях;
— самонаказание как реакция на гиперответственность со стороны семьи;
— психологические причины (низкая самооценка, желание выделиться);
— желание соответствовать и быть похожим на референтную личность;
— потеря авторитета, невозможность влиять на других;
— неудовлетворенность социальным статусом (чувство личностной несостоятельности, собственной ненужности). Методы предупреждения:
— психолого-педагогическая диагностика эмоционально-личностных особенностей, выявление уровня агрессии и причин агрессивного поведения подростка/юноши;
— психолого-педагогическая диагностика детско-родительских отношений;
— оптимизация внутрисемейных отношений, включение в совместную досуговую деятельность;
— информирование об опасностях включения в субкультуры на уроках в рамках общеобразовательной программы и на классных часах для родителей;
— включение молодого человека в творческую деятельность (курсы фото и дизайнерского искусства), участие в подготовке выставок по интересующей тематике;
— тренинговая групповая работа с молодыми людьми, испытывающими аналогичные психологические проблемы;
— психотерапевтическая медицинская помощь (в зависимости от показаний);
— встречи с лидерами мнений, рассказывающих о своем пережитом жизненном опыте;
— установление доверительного контакта с педагогом, привлечение к научно-исследовательской деятельности по интересующей проблематике.
Можно назвать следующие общие причины включения молодежи в субкультуры:
• Психолого-возрастные особенности личности.
• Внутрисемейные проблемы.
• Проблемы социализации (негативный опыт взаимоотношений с внешним социальным окружением: сверстники, одноклассники, однокурсники, педагоги, родственники, и пр.).
• Психологические внутриличностные проблемы.
• Негативное влияние СМИ, социальных сетей.
• Поиск новых ярких впечатлений.
• Сублимация негативных эмоций и депрессивных переживаний в реальной жизни.
.
Оставить сообщение: